Основные понятия

Типы коносаментов

  • Bill of lading to a bearer – коносамент на предъявителя. При наличии в статье «грузополучатель» термина «to a bearer» груз выдаётся любому лицу, первым предъявившему коносамент. В практике это встречается крайне редко.
  • Bill of lading to a named person – именной коносамент. В статье «грузополучатель» указывается конкретное юридическое или физическое лицо, которому надлежит выдать груз. При наличии в коносаменте именной передаточной надписи груз может быть выдан другому лицу.
  • Bill of lading to order – ордерный коносамент. Груз по нему выдаётся отправителю или получателю, либо на основании передаточной надписи (индоссамент), другому лицу, предъявившему коносамент. Передаточных надписей может быть несколько; груз выдаётся лицу, последнему указанному в ряду передаточных надписей.

Пример применения ордерных коносаментов: Грузоотправитель продал груз, погрузил его на судно, но не получил деньги. Он даёт указание перевозчику оформить ордерный коносамент (т.е либо он сам будет распоряжаться своим товаром, либо за время пути судна в порт выгрузки он получит деньги, либо перепродаст груз кому-то другом). Как только грузополучатель получил деньги и/или просто принял решение, кому отдавать груз, он пишет официальное письмо на имя перевозчика с указанием всех реквизитов компании, на которую надо «раскрыть» коносамент, и к моменту прибытия судна в порт выгрузки, у судового агента готов комплект коносаментов. Бывает  и по-другому, грузоотправитель не успел решить свои торговые вопросы до прихода судна в порт выгрузки, тогда коносамент остаётся ордерным, груз выгружается в зону таможенного контроля и перевозчик и его агент ждут указаний грузоотправителя, кому отдавать груз.

  • Insured bill of lading – коносамент застрахованный. Специальная разновидность коносамента, иногда применяется при оформлении перевозок в контейнерах. Представляет собой своеобразное сочетание коносамента и страхового полиса и служит не только доказательством приема груза к перевозке, но и одновременно удостоверяет его страхование.

 

Гаагские правила - основные положения, определяющие объем ответственности судовладельца при перевозке грузов по коносаментам, были выработаны Международной ассоциацией юристов и рассмотрены на конференции в Гааге в 1921 г. (отсюда и название - Гаагские правила).

К списку