Колонка эксперта

18.02.2020

ARIVIST GROUP
ARIVIST GROUP |

Факторы развития логистической отрасли

Современный мир усложняется и непрерывно ускоряется. В таком же ритме развиваются транспортно-логистические системы, обеспечивающие все отрасли промышленности и конечных потребителей сырьем и готовой продукцией.

Существует три основных фактора, влияющих на изменения в отрасли. Первый связан с цифровизацией, внедрением новых программ, оборудования и электронных систем автоматизации процессов. Ко второму и третьему фактору относятся перемены в международной торговле и динамика внутренних рынков. Давайте рассмотрим, что ждет бизнес и людей в ближайшем будущем.

 

Новые технологии

Развитие базовых технологий, искусственного интеллекта, дронов, интернета вещей, big data, блокчейна ведет к необходимости бизнесу оптимизироваться и становиться более эффективным. Цифровизация – самая мощная тенденция, трансформирующая все сегменты транспорта и логистики. Цифровизация операционных и договорных процессов уже началась, что повлекло изменения в поведении потребителей, а также нехватку квалифицированных специалистов. Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира (PwC, 2018 г.) показал, что 78% из них обеспокоены доступностью кадров, владеющими знаниями в области цифровых технологий.

Доступность и развитие новых технологий помимо ускорения бизнес-процессов приведет также к изменениям в законодательстве, связанным с защитой данных и трудовыми отношениями.

 

Что ждет бизнес:

  • Предотвращение необоснованных затрат на техобслуживание и ошибок в простых, повторяющихся процессах;
  • Упрощение внутренних процессов;
  • Улучшение контроля над процессами и поведением сотрудников, способствующее повышению качества услуг;
  • Увеличение выручки за счет расширенного взаимодействия с клиентами по цифровым каналам;
  • Появление новых услуг для клиентов;
  • Снижение стоимости обслуживания клиентов;
  • Повышение эффективности складского хранения за счет использования новых транспортных технологий.

 

Внедрение нового оборудования способствует повышению эффективности доставки и складского хранения, однако это требует инвестиций. К примеру, решения на основе искусственного интеллекта, такие как использование беспилотных грузовиков для доставки грузов (разрабатываются компанией Uber Technologies Inc), повысят эффективность и сократят время доставки коммерческих грузов за счет устранения простоев, связанных с человеческим фактором. Новые задачи, стоящие перед бизнесом, стимулируют внедрение продвинутых технологических решений и дают дополнительный толчок консолидации отрасли. Для перехода к новой модели бизнеса необходимо четко понимать потребности клиентов и конечных пользователей, пересмотреть все внутренние бизнес-процессы, а также разработать новые базовые компетенции сотрудников, связанные с цифровой культурой и системным взаимодействием.

Уже применяемые системы ИТС направлены на оптимизацию грузоперевозок и сбор данных для контроля над эффективностью и состоянием парка; системы, использующие данные, полученные в режиме реального времени, информируют водителей о наличии свободных парковочных мест.

Еще одним важным инструментом будет предупредительное техническое обслуживание (ТО), которое используется для прогнозирования и экономии затрат обеспечения грузопарков. Наблюдение за инфраструктурой и парком (уже возможное с помощью дронов) служит аналогичным целям. Предупредительное ТО способствует сокращению времени простоя и позволяет компаниям эксплуатировать оборудование непрерывно. Кроме того, регулярное ТО – трата денег и ресурсов, если объекты находятся в хорошем состоянии. Оптимизация системы ТО благоприятно влияет на окружающую среду, снижая потери ресурсов. Выявление неоптимальной эксплуатации оборудования позволяет повысить срок полезного использования, а значит, сэкономить материалы.

 

Что ждет потребителей:

  • Повышение качества обслуживания;
  • Расширение возможностей для персонализации систем заказа онлайн;
  • Отслеживание заказов и их оплата любым удобным способом;
  • Внедрение новых программных решений, повышающих уровень безопасности транспорта на дорогах.

 

Потребители уже полностью адаптировались к цифровой среде. Для них вполне естественно быть онлайн, и они все чаще готовы делиться своими данными. Сейчас смещается парадигма, пугавшая несколько лет назад общественность: роботы будут не заменять людей, а оказывать поддержку.

Информационные транспортные системы (ИТС) уже внедряются в разных городах по всему миру. В Копенгагене запущены системы управления уличным движением, сбор данных осуществляется в целях оптимизации транспортной системы. В Монреале внедряются ИТС-решения в области синхронизации работы светофоров и сбора данных о передвижениях горожан.

 

Международная торговля

В 2011 году количество поездов из Китая в ЕС насчитывало 17 единиц, в 2017 году – 3673. Произошло увеличение поездов в 216 раз всего за 6 лет. В течение следующих нескольких лет можно прогнозировать быстрый рост транспортных коридоров между Китаем и ЕС в рамках инициативы «Один пояс и один путь», а также других каналов взаимодействия с развивающимися странами. Объем торговли между Европой и Азией будет только расти. Такие тенденции приведут к снижению затрат на транспорт и будут способствовать созданию новых услуг, а также развитию наземной транспортной инфраструктуры.

 

Что это значит для бизнеса:

  • Рост инвестиций и снижение стоимости торговли в рамках новых торговых путей;
  • Увеличение объема инвестиций в мультимодальные терминалы;
  • Модернизация железных дорог, автотрасс, телекоммуникаций и хабов, расположенных вдоль транспортных путей;
  • Повышение интереса к новым направлениям бизнеса, не использовавшихся из-за высоких логистических затрат;
  • Новые торговые соглашения, меняющие прибыльность торговли на конкретных маршрутах;
  • Новые трансграничные услуги для клиентов.

 

Наибольшее воздействие от перемен ощутят сферы почтовых и экспресс-доставок, складская инфраструктура, железные дороги, морской и речной транспорт. Благодаря растущим объемам торговли между Китаем и ЕС, инвестициям и  увеличению парка  наземного транспортного, можно примерно через два года ожидать появления новых решений для торговых маршрутов.

 

Что ждать потребителям:

  • Снижение затрат, т. е. доступность продукции и товаров с иностранных рынков;
  • Сокращение времени транзита и времени доставки;
  • Увеличение потока товаров из развивающихся рынков, что будет стимулировать развитие конкуренции и более широкое предложение в различных товарных категориях.

 

Изменение динамики внутренних рынков

Внутренний рынок будет расширяться благодаря онлайн-коммерции. Оптимизация транспортно-логистической отрасли будет способствовать развитию экономики совместного потребления (сервисы шерингов и коллективного пользования). Доля онлайн-коммерции в общем объеме продаж в розничной торговле до 2021 года достигнет 17,5%, что в 2,5 раза больше, чем было еще в 2015 году.

 

Что ждет бизнес:

  • Рост выручки за счет развития новых услуг и расширения существующих благодаря выходу в онлайн-среду и другие нишевые рынки;
  • Повышение эффективности за счет кооперации, слияний и поглощений;
  • Сокращение затрат за счет совместного потребления ресурсов;
  • Рост продаж через интернет за счет развития собственных онлайн-платформ сбыта;
  • Расширение возможностей̆ для онлайн-маркетинга;
  • Снижение бизнес-рисков за счет онлайн-платежей.

 

Стремясь замкнуть цепочку добавленной стоимости, компании начнут инвестировать в логистику. Уже сегодня крупные компании запускают свои сервисы, например «Доставка с Amazon».

 

Для потребителей:

  • Более комфортный сервис;
  • Новые возможности совместного потребления;
  • Экономия времени за счет доставок крупных ритейлеров.

 

Быстрая доставка любых товаров без привязки к объему заказа позволит клиентам переориентировать распределение времени на свои личные ценности, не тратя его на ожидание или самостоятельные походы в магазины, которые сопряжены с пробками и очередями. Множественные предложения от крупных магазинов с возможностью доставки в любое время и любое место дадут людям возможность дополнительного выбора товаров потребления, а транспортно-логистическим компаниям откроют дополнительную сферу услуг.  

К списку статей