Новости

21.07.2021

Стороны считают доходы и расходы от переноса Большого порта Санкт-Петербург в Ленобласть

Впервые о переносе порта из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу было заявлено 31 марта. Спустя 4 месяца этот вопрос своей актуальности не потерял. Сегодня его обсуждают в Минтрансе: в рабочую группу, созданную при министерстве, входят представители администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, инициатор проекта – компания «Трансмашхолдинг», а также стивидорные компании. Они в ближайшие две недели должны определить целесообразность переноса порта из одного региона в другой.

О промежуточных результатах пресс-служба министерства не говорит, запрос РЖД-Партнера остался без ответа. Пресс-служба «Трансмашхолдинга» тоже предпочитает не комментировать заявление председателя совета директоров предприятия Андрея Бокарева. Он инициировал дискуссию, 31 марта направил предложение о переносе в адрес президента России.

Однако рынок до сих пор спорит о правильном ответе на этот вопрос. По мнению бизнеса, прежде чем переносить портовые мощности, необходимо построить железную дорогу.

В пресс-службе Смольного о финансовых потерях из-за ухода Большого порта в Ленобласть не говорят. На запрос РЖД-Партнера здесь дали малоинформативный ответ. «Проект редевелопмента территории морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» предусматривает разработку концепции с детальным рассмотрением земельных, финансовых и иных вопросов. В ее основе должна лежать просчитанная экономическая финансовая модель, балансирующая интересы всех участников процесса», – явствует из ответа.

В пресс-службе правительства Ленобласти не скрывают: казна от переноса мощностей и в самом деле выиграет. «Безусловно, перенос порта в Ленинградскую область – это новые терминалы или увеличение грузооборота существующих, создание новых рабочих мест, развитие сопутствующей инфраструктуры, что отразится на увеличении налоговых поступлений в бюджет региона», – полагают в пресс-службе. Но подсчитывать рост будущих налоговых поступлений в региональном правительстве считают преждевременным.

Сейчас в Большом порту Санкт-Петербург обустроено 149 причалов, грузы переваливают порядка 20 стивидоров. Подсчитано, что ежегодно в модернизацию инфраструктуры они инвестируют около 1 млрд руб. И именно строительство инфраструктуры на новом месте – самая большая статья расходов. Причем участники рынка заявляют: перенос мощностей состоится только в одном случае – если к решению этого вопроса подключится весь логистический рынок.

В группе компаний «Аривист» подсчитали размер инвестиций для реализации проекта. Кирилл Александров, коммерческий директор компании, показывает расчеты по переносу 149 причалов из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу. «Только на переезд одного терминала может потребоваться сумма до 10 млрд руб., а в совокупности для выноса всех терминалов из города потребуется более 1,5 трлн руб., что значительно больше бюджетов Санкт Петербурга на 2021 и 2022 гг. вместе взятые. Глобальные расходы по переносу порта не окупятся продажей дорогой земли девелоперам в центре Санкт-Петербурга, потребуют федеральных и частных инвестиций. При этом в портовую инфраструктуру за последние 10–20 лет были вложены колоссальные частные инвестиции, которые до сих пор не окупились», – констатирует он.

 

Инфраструктура для переноса

Порт в Усть-Луге находится в 120 км от Санкт-Петербурга. Грузооборот порта в 2020 году составил 102,6 млн т. Для сравнения: грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в этот период составил 59,9 млн т. В правительстве Ленобласти подчеркивают, что порт Усть-Луга готов принять на действующих и строящихся терминалах весь заявленный проектом грузооборот. «Но для этого необходимо увеличение пропускной способности железнодорожных путей», – отмечают в пресс-службе правительства Ленобласти.

Пропускная способность порта Усть-Луга – 190 млн т ежегодно. То есть перенос мощностей приблизит порт к критическим отметкам. Порт, чтобы он смог переработать возросший грузооборот, нуждается в наращивании инфраструктуры, причем эксперты даже не готовы говорить об их объеме. Виктор Голомолзин, начальник ОЖД, на логистическом форуме, который организовал РЖД-Партнер, признался, что транспортники согласятся с любым решением – перенести порт или оставить этот вопрос как он есть. «По железной дороге Большой порт Санкт-Петербург выгружает порядка 30 млн т в год, а по воде и железной дороге этот объем суммарно равен 60 млн т. Для сравнения: порт в Усть-Луге в 2020 году отработал 80 млн т, плюс он выдал техусловия на 25 млн т компании «Ультрамар», еще на 23 млн т – группе компаний «Новотранс» и 7 млн т – международной химической компании «ЕвроХим». И, если суммировать все показатели, можно понять: мощности порта Усть-Луга уже исчерпаны», – говорит он.

Подсчитано, что имеющиеся мощности и сопутствующую инфраструктуру порт Усть-Луга в настоящий момент использует только на 40%. Существующая железнодорожная инфраструктура в порту Усть-Луга уже сейчас не может в полном объеме обеспечить бесперебойность грузопотока, считает Артем Евланов, генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй». «Отсутствие железнодорожной инфраструктуры для эффективной интеграции грузопотока морских перевозок с транспортной сетью России повлечет за собой многомиллиардные убытки как для логистического хаба, так и для перевозчиков, а развитие транспортно-логистической составляющей нового порта может обойтись более чем в 1 трлн руб. – стоимость аналогичных работ для порта в бухте Индига», – заявляет он.

Рассуждать о переносе порта без учета инвестиций в строительство автомобильной и железнодорожной инфраструктуры невозможно, заявляет коммерческий директор ГК «Аривист» Кирилл Александров. «Сейчас любой современный транспортный узел должен быть обеспечен возможностью перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. При этом система должна быть хорошо продумана и отлажена. Сейчас, например, на многих терминалах Санкт-Петербурга есть сложности как с пропускной способностью припортовых железнодорожных станций, так и с отсутствием дорог для обеспечения бесперебойного завоза/вывоза грузов автотранспортом», – говорит он.

 

А если не Усть-Луга?

Разговоры о переносе порта из Санкт-Петербурга ведутся уже более 10 лет. Последний раз тема поднималась в 2018 году. Тогда речь шла о перемещении перегрузочного комплекса в Усть-Лугу, на территорию Ломоносова – в порт Бронка или Приморск. Подчеркнем, сейчас правительство Ленобласти перевод мощностей из Большого порта в Приморск тоже обдумывает. «Еще одной потенциальной площадкой для переноса петербургского порта может стать порт Приморск в Выборгском районе. В отличие от уже развитой территории Усть-Луги, в Приморске больше резервов для создания новых терминалов», – пишет пресс-служба в ответе РЖД-Партнеру.

Однако К. Александров считает, что порт в Усть-Луге сравнивать с портом в Приморске неуместно, как, впрочем, и Большой порт Санкт-Петербург с любым из областных портов. «В Ленобласти подходящими для размещения перегрузочных терминалов для перевалки сухих грузов (в том числе контейнерных) остается порт Усть-Луга. Это связано с относительной близостью к городу, а также с тем, что в Усть-Луге существует развитая железнодорожная инфраструктура и есть возможность освоения прилегающих территорий. Учитывая, что подавляющее большинство терминалов в Ленобласти занимаются перевалкой нефти (например, в Приморске и Высоцке) и удобрений, сравнивать инфраструктуру контейнерных и специализирующихся на обработке скоропортящихся грузов перегрузочных комплексов, расположенных в черте города, с областными наливными и терминалами балковых грузов неуместно», – рассказывает К. Александров.

 

Источник: РЖД-Партнер

К списку новостей